ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СВЕТ для нас сегодня самое обычное явление, и даже трудно себе представить, что каких-нибудь сто лет назад люди, увидев электрическую лампочку, осеняли себя крестным знамением, считая ее проявлением нечистой силы. Правда, наш знаменитый фабрикант С.Т.Морозов, побывав за границей и, увидев динамо-машину, вырабатывающую электричество, отверг предрассудки и закупил несколько чудо-машин для своих предприятий. Конечно, электроэнергии они вырабатывали мало, и ее хватало лишь на освещение основных участков производства. Но все равно это было лучше, по сравнению с керосиновыми лампами.
Орехово-Зуево
СЕГОДНЯ мы не можем представить нашу жизнь без автобусов. Утром мы спешим на остановку, чтобы, толкаясь, влезть в переполненный салон и посетовать на нелегкую жизнь: не могут автобусов сделать побольше, чтобы все сидели. А вечером усталые, возвращаясь с работы, все в том же автобусе начинаем неторопливо подводить итоги минувшего дня.
В эти минуты нам трудно предположить, что автобусов в Орехове когда-то не было, и люди на работу ходили пешком, а за город выезжали, в основном, на лошадях. Машины-то появились лишь в конце прошлого века и первое время были доступны только очень богатым людям.
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА
Что за скупой и не очень благозвучной аббревиатурой: "ПОГАТ" (производственное объединение грузового автотранспорта)? Миллионы километров по бывшему Союзу, драматические ситуации в поездках, ударная работа в страду - от рассвета до заката, помощь пострадавшим от землетрясений в Ташкенте и в Армении, рискованная работа в Чернобыле...
За десятки лет существования Орехово-Зуевского автохозяйства спидометр каждого водителя накрутил сотни тысяч километров: в районе, в Подмосковье и Поволжье, на Кубани и Севере, в Сибири и в Башкирии... Не миновали наши земляки и "горячих точек". А сложив все наезженные ими километры, можно было бы опоясать нашу Землю несколько раз. И уж совсем невозможно представить, сколько на себе перевозили грузов за эти годы старенькие "ЗИСы", "ГАЗы", "ЗИЛы", "КамАЗЫ"...
СТАНЦИЯ Орехово-Зуево - одна из самых крупных не только в России, но и в Европе по расформированию и формированию грузовых поездов на все направления, включая назначения на Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Омск, Иркутск, Ярославль, Москву, Новосибирск, Казань, Мичуринск, Тулу, Брянск и другие крупные промышленные центры страны.
Свой путь она начала с небольшой станции Орехово, открытой для эксплуатации 17 июня (по старому стилю) 1861 года. Полностью железная дорога Москва - Нижний Новгород была пущена 2 августа 1862 года. Необходимость постройки, в первую очередь, железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода в России выражали прогрессивные инженеры и деятели культуры.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ о городе складывается из многого. Конечно, первое - это внешняя сторона. Благоустроенность улиц, аккуратность, опрятность, чистота фасадов зданий.
Более полувека заботу об этом возлагают на одно из старейших городских предприятий - ремонтно-строительное управление. РСУ - так привычно называют его ореховозуевцы, хотя ныне официальное название предприятия - акционерное общество закрытого типа "Ореховоремстрой". Укоренившееся же в народе имя носило предприятие около 20 лет.
ЕСЛИ СРАВНИТЬ сегодняшние города Орехово-Зуево, Ликино-Дулево, Куровское и Дрезну с их обликом пятидесятилетней давности, то мы увидим, что они претерпели большие изменения.
Из населенных пунктов, застроенных в основном одно-двухэтажными домами и казармами, они превратились в современные города с многоэтажной застройкой и разветвленной сетью больниц, детских учреждений и других объектов сферы обслуживания.
Большая заслуга в их преобразовании принадлежит тресту "Мособлстрой" №12 (ныне закрытое акционерное общество "Мособлстрой" №12), который являлся основной строительной организацией.
История этого предприятия, одного из крупнейших в строительной индустрии области, начиналась на памяти большинства ныне здравствующего населения города и района. Но все ли знают, что послужило толчком к его появлению именно в нашем районе? Вернее даже, не что, а кто! Случай тот заслуживает особого, на мой взгляд, внимания. С него и начну.
Поколениями жили ореховозуевцы в казармах. Сжились, сроднились жильцы каждой настолько, что многие до сих пор со светлой грустью вспоминают "Казарменное братство". Однако же тянуло к удобствам коммунальным, к отдельной квартире. Только как этого достичь, ведь не в одном Орехово-Зуеве благоустроенного новоселья годами ждали. Должен был найтись кто-то, у кого родилась бы подходящая идея и достало смелости выйти с ней на уровень, где ее могли решить. Таким человеком стал секретарь парткома Ореховского хлопчатобумажного комбината Борис Андреевич Молодцов.
В 1997 ГОДУ АО "ПИЩЕВИК", прозванному в народе "макаронкой", "стукнуло" 60 лет.
Возраст почтенный. Ветеранский. А ветерану грех не вспомнить молодость. Благо и люди здесь в основном работают с большим стажем и им есть что вспомнить о днях минувших. На эту тему со мной согласилась побеседовать мастер кондитерского цеха В.А.Шагина, которая трудится на этом производстве без малого 25 лет и многое знает об истории предприятия из рассказов своих коллег, когда-то здесь работавших...
ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА - утверждает русская пословица. Люди всегда ценили этот продукт и радовались, когда его было в достатке. Неудивительно, что когда в 1935 году в Орехово-Зуеве объявили о строительстве базы хлебопродуктов, народ воспринял это сообщение с радостью и энтузиазмом. Многие молодые люди поспешили на сию ударную стройку. Один из них 23-летний плотник Е.А.Свилев принимал участие в строительстве первых складов, поскольку тогда все было деревянное, а затем вплоть до ухода на пенсию всю жизнь работал на этом предприятии. Последней записью в его трудовой книжке была должность конюха. Четверть века назад в хозяйстве оставалась одна единственная лошадь, но и за той нужен был уход. А в 1935 году лошади были основным транспортом. На них возили все строительные материалы, а затем муку и крупы.
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ хладокомбинат пушен в эксплуатацию в 1954 году. Главным его назначением была закладка на хранение мясомолочной продукции и обеспечение ею предприятий торговли и общественного питания. Дополнительным - производство мороженого.
В 1991 году Орехово-Зуевский комбинат выдавал за одну смену 9,5 тонны мороженого. По его производству предприятие было одним из крупных: на 40 процентов обеспечивало сладкой продукцией Московскую область, что составляло 5,5 тысячи тонн продукции в год. Несмотря на "интервенцию" импортного, комбинат продолжает выпускать наше мороженое.
ПЕРВЫЕ десятилетия истории предприятия тесно связаны с основанным в середине прошлого века текстильным производством, принадлежавшим династии Морозовых. Как известно, работники фабрик снабжались продуктами питания в основном через харчевые лавки. Бойня, обеспечивавшая их мясными продуктами, первоначально находилась, по-видимому, где-то в центре нынешнего города, но затем была перенесена на юго-восточную окраину. Скот на бойню доставлялся как гуртом, так и по железной дороге. Для разгрузки животных из вагонов возле путей (неподалеку от нынешнего завода "Строймашавтоматизация и керамика") была оборудована специальная площадка. Вокруг бойни находились обширные пастбища, где животные подкармливались, ожидая своей участи. В начале XX века фабриканты Савва и Викула Морозовы вели хозяйство раздельно. У каждого были не только свои фабрики, но и своя харчевая лавка. Бойня оставалась в совместном пользовании, но забой скота чередовался по дням недели: то для одного хозяина, то для другого. Деревянные одноэтажные строения морозовской бойни просуществовали вплоть до середины шестидесятых годов, когда был построен новый убойный цех.
ИСТОРИЯ Российского государства знает немало трагических событий, связанных с голодом и, главным образом, отсутствием хлеба. Одни события были порождены стихийными бедствиями, другие неурожаями, третьи происходили в результате кровопролитных войн и внутренних катаклизмов. На памяти теперешнего поколения людей и первая мировая, и гражданская войны в нашей многострадальной России. Потом наступил кризис тридцатых годов, охвативший многие страны мира, в том числе и богатейшие Соединенные Штаты Америки. А вскоре нагрянула и вторая мировая война, в эпицентре которой оказалась наша страна. Погибли не только миллионы советских людей, но сотни тысяч голов крупного рогатого скота, миллионы тонн хлеба, который не успели убрать или вывезти с захваченных противником территорий. Тогда весь мир содрогнулся, узнав, что жители Ленинграда получали по 125 граммов хлеба в сутки. И не случайно в послевоенные годы родились выражения: "Будет хлеб - будут и песни", "Хлеб - всему голова". Вместе с борьбой за увеличение добычи нефти, газа, угля шла борьба и за рост урожаев ржи и пшеницы.
- Хорошее было прошлое, - говорит один из ветеранов предприятия П.Я.Гриб, проработавший здесь четверть века. - Наше управление появилось на свет в 1963 году на базе Рошальского участка механизации электростальского УМ-63. Тогда у нас в городе начиналось активное строительство жилья, и тресту "Мособлстрой" 12, как воздух, были нужны строительная техника и дорожные машины.
ЦЕЛЫХ два десятилетия, с шестидесятых до восьмидесятых годов, наша округа "обустраивалась" дорогами. Прорезая топи и ольшаники, они теснили деревни к городам, а города сливали с нетронутой еще природой. Широкие, с асфальтовым покрытием дороги делали легкодоступной всю округу. Это изменило людей, их облик и мироощущения. Теперь по утрам большая часть селян уезжала на работу в город. К вечеру из Дулева, Орехова, Ликино возвращались в деревни усталые слесари, ткачи, фарфористы. Теперь по одежде и облику трудно угадать деревенского. Только какая-то озабоченность разговора, откровенность слова да большие потрескавшиеся ладони безошибочно подскажут, что рядом с тобой в громыхающем дальнем автобусе сидят вчерашние трактористы и доярки. Полчаса, чуть больше - и они дома.
ПОЖАЛУЙ, никогда тепло и электроэнергия не ценились так высоко, как на заре появления теплоэнергостанций и сейчас, когда есть угроза лишиться привычного комфорта - могут отключить, либо, не дай Бог, остановить производство...
Мудрый и дальновидный Савва Морозов первым в Подмосковье в начале века построил электростанцию для нужд текстильного предприятия. И потом уже в 1927 году хлопчатобумажный, он назывался, трест, а не комбинат, начал строить теплоцентраль для промышленного производства и коммунального хозяйства города. Всего за три года в период осуществления плана электрификации России, известного нам. как ГОЭЛРО, и был сооружен главный корпус ТЭЦ, цех топливоподачи и установлены первые три паровых котла английской фирмы "Бобкок Вилькокс" и турбогенератор фирмы "Метрополитен Виккерс".
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ОРЕХОВОТОРФ"
ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН быстрого роста текстильной промышленности на территории Орехово-Зуевского края несомненно явилось обилие торфяных болот. В одном из исторических очерков о городе говорилось: "Из полезных ископаемых нашего уезда бесспорно первое место принадлежит богатейшим залежам торфа, занимающим общую площадь около 1100 десятин. Торфяники обычно связаны с пониженными равнинами и котловинами средней приклязьменской полосы уезда. Не менее богаты торфом юго-восточный и юго-западный углы уезда, а также низина, по которой текут реки Сеньга и Ушма".
ЭТО ПРЕДПРИЯТИЕ, о котором пойдет рассказ, освящено двумя красивыми женскими именами - Елены и Татьяны.
Еленой Михайловной Палладиной на исходе девятнадцатого века была основана первая на орехово-зуевской земле типография. В разрешении Владимирского губернатора от 27 августа 1899 года дано согласие на открытие в селе Орехово, Покровского уезда владелицей книжного и писчебумажного магазина Е.М.Палладиной типографии и переплетной мастерской. Что и было свершено.
Много воды утекло с той поры, Россию сотрясали войны и революции, не раз менялась власть и государственное устройство, но типография обеспечивала потребность населения в печатной продукции - книгах, газетах, журналах.
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВОС
ПРЕДПРИЯТИЕ было организовано в 20-е годы нашего столетия. Однако, необходимо отметить, что в царской России насчитывалось свыше 250 тысяч слепых. К тому же первая мировая война принесла России неисчислимые бедствия. В этой войне впервые был применен иприт - отравляющее вещество, которое поражало кожу и глаза. В связи с этим появилось много раненых и искалеченных людей, среди которых было немало тех, кто потерял зрение. Они пополнили и без того огромную армию незрячих людей. Общественно-полезным трудом среди них занималось не более 500 человек. 95 процентов были неграмотными, пенсий не получали. Так, в Подмосковье до революции существовала только одна мастерская для незрячих - "Трудовая колония слепых", организованная в 1916 году по инициативе сестры К.С.Станиславского - Зинаиды Сергеевны Соколовой в селе Хотьково под Сергием Посадом. Материальную поддержку оказали артисты МХАТа. В мастерской работало 11 ветеранов войны, которые занимались переплетным делом и шорным ремеслом, обучались чтению и письму по системе Брайля, игре на музыкальных инструментах. Большинство же слепых было вынуждено заниматься нищенством.
В 1935 ГОДУ на окраине города Орехово-Зуево появились проектировщики. Они наметили контуры будущего первенца отечественной торфобрикетной промышленности.
В 1937 году коллектив завода выдал первые тонны продукции. Только за полгода население получило от предприятия около 14 тысяч тонн топлива.
Торфяные брикеты быстро получили широкое признание, как дешевое, высококалорийное топливо.
В годы Великой Отечественной войны, особенно в суровую зиму 1941 -1942 годов, брикет даже доставлялся в Москву, заменяя каменный уголь и привозные дрова издалека. Госпитали, детские учреждения, школы и предприятия отапливались брикетом. Завод также оказывал помощь фронту.
"ПРИБОРДЕТАЛЬ" - одно из старейших промышленных предприятий города Орехово-Зуево и района. Официальной датой его создания считается 1880 год, когда на юго-западной окраине села Орехово британский подданный Дэвисон открыл чугуно- и медеплавильную мастерскую, которой руководил русский литейных дел мл стер Николаев. Надпись на колонне недавно демонтированной вагранки свидетельствовала, что строительство началось еще в 1878 году. В первые годы мастерская, где было 16 рабочих, выпускала преимущественно чугунную посуду, которая в то время была основной при приготовлении пищи в русских печах. Посуда, в особенности сковороды, была высокого качества и пользовалась спросом в соседних уездах Московской, Владимирской и Рязанской губерний.
Группы пользователя: Посетители Дата регистрации: 4 марта 2016 23:58
Дата посещения: 11 марта 2016 20:22
Новостей: 0
Комментариев: 1